Страницы

пятница, 28 марта 2014 г.

Символизм и Сюрреализм. Часть 1. (В помощь к "Эмоциональному скрапу")

 Добрый вечер, дорогие мои девочки :)
Должна сказать вам, что мое отсутствие сейчас даром не проходит, сама у себя прошу сил, чтобы быть сильнее, делать больше и качественнее, пробовать новое и делать сумасшедшие вещи, которые никому не нужны :) Одно из таких сумасшествий - написание трех статей на тему "Символизм и Сюрреализм" :)
 Зачем оно мне нужно, спросите вы?))) А вот :) Приоткрою завесу тайны - в понедельник, на третьем этапе нашего с вами совместного проекта "Эмоциональный скрап", вас ожидает крайне сложное, но очень глубокое и увлекательное задание, связанное с двумя этими стилями искусства :) И, дабы вы немного ознакомились с этими направлениями, почерпнули для себя полезную информацию, а не проводили кучу времени в поисках за компьютером, я решила написать для вас небольшие статейки :) 
 Я нашла оооочень много информации, было сложно всю ее систематизировать и привести в должный вид... К тому же, это мой первый подобный опыт, но я очень старалась))) Надеюсь, мои скромные заметки помогут вам в дальнейшем создании работ, а также вдохновят до самой крошечной клеточки души и сердца :)
 Итак, первая статья - "Символизм и Сюрреализм. Понятия и общая характеристика."
 Приступим?


 В первую очередь я бы хотела рассказать именно о Символизме, т.к. и возник он раньше, и сам по себе проще, и является прародителем Сюрреализма :)

 Символи́зм — одно из крупнейших направлений в искусстве  литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.
Микалоюс Чюрленис - Рай
Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.
Понятие и образ тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис). Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.
Михаил Александрович Врубель - Царевна-Лебедь
Присутствие символов в живописи заставляет зрителя активно работать – думать, чувствовать, задействовать подсознание, интуицию – с целью лучше понять и принять (или не принять) задумку автора полотна. Самым ярким примером символизма можно считать иконопись – язык написания икон очень своеобразен. Символизму также приписывают и “правила чтения”: существуют целые эмблематические сборники для расшифровки изображений. Но точно так же, как в литературе бытует мнение, что “цитата – это протез для мысли”, подобным образом можно упрекнуть и “символические” справочники с правилами для чтения изображений.
Зачем же обращаться к чужим толкованиям? Каждый воспринимает изображение по-своему, в меру своего чувственного опыта, уровня духовного развития и в меру самостоятельно накопленных знаний. Язык всех видов искусства – универсален, каждый зритель, созерцая картину художника-символиста, обязательно увидит (или не увидит ничего – такое тоже возможно) в ней что-то своё. И огромный интерес к полотнам в жанре символизма, как и их высокая стоимость – определяются именно подобной принадлежностью к узкому кругу посвященных в тайну – вот что именно в них завораживает и представляет особую ценность.

Символизм – направление в живописи, которое обильно использует таинственность и загадочность, для привлечения внимания к произведениям искусства, выполненным в этом жанре.

И, дабы вам было понятно, в чем же именно заключается символизм в некоторых картинах, предлагаю вам парочку примеров с кратким анализом-описанием. (Более подробно разбирать картины мы будем в последней моей статье, вплоть до мелочей и незаметных деталек)

Яцек Мальчевский - Порочный круг
"Благодаря профессиональным критикам - куда же без них? - выяснилось, что картина Мальчевского  "Порочный круг"  отражает обобщённые размышления  художника о Жизни, Смерти и Времени и, наконец, о выборе, который стоит перед каждой творческой Личностью.
  Композиция проста: в центре  на вершине двухскатной лестницы сидит мальчик с большой малярной кистью, а вокруг него в  круговороте движутся полуобнажённые и  одетые фигуры, и  каждая несёт свой символический подтекст.
    Сразу обращает  внимание группа  слева - она излучает  свет и радует  глаз. Здесь  сатир в окружении двух обнажённых нимф в  каком-то  языческом
танце,  затем юноша с девушкой и ещё одна полуобнажённая красотка.  Под  ними зависли в воздухе  падающие куски леопардовых шкур, которые превращаются в полотна.
Что значит эта часть картины? Критики утверждают  что это  внутренний ирреальный мир, связанный с    естественной неискоренимой природной сутью человека.
   Правая часть картины, визуально занимает больше места. Холодный мрачный колорит  отражает мир  реальный. Однако здесь ещё больше загадочности.  Каждая из фигур символизирует какое-то конкретное    историко-социальное событие или явление (Длинное объяснение этой части  пропустим).
   Центральная фигура старика, застывшего в удивлении с  открытым ртом (согласно польской исследовательнице А. Лавничаковой) -  это Кронос, персонифицирующий Время, который как бы подытоживает и замыкает этот сюрреалистический круговорот.
   На фоне мощного движения единственная статичная фигура  — мальчик на лестнице. Лестница — символ соединения мира высшего и земного.
  И вот то, что казалось бы символизирует необузданность, стихийность, выглядит более привлекательным и радостным, чем правдивая, но   мрачная реальность. Все эти образы   являются для главного героя картины не столько   вариантами выбора (согласно  исследователям К. Выка, А. Якимович), а, скорее, констатацией того, с чем ему придётся столкнуться в жизни. Хорошо же это для него окажется или плохо, должно  решить Время.
    Таким образом, главным героем картины  становится центральная фигура старика — Кроноса.
    Картина «Порочный круг» (наравне с  «Меланхолией»), стала философско-политическим манифестом польского символизма. "

Михаил Александрович Врубель - Демон сидящий
"Молодая уныло-задумчивая фигура» - по выражению самого Врубеля. "Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.
  Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль."

 Надеюсь, стало чуточку понятнее, что такое символизм и как он себя проявляет?)))
Подведем небольшие итоги:
 1. Основное настроение стиля - грусть, меланхолия, обязательно погружение в себя
 2. Символика в широком значении слова. Это может быть символика цвета, текстур или же конкретные символы (которые мы рассмотрим во 2-ой статье) - общепринятые или же понятные только вам. Нет слишком сильного и явного углубления в детали, символы ненавязчивы и почти сразу бросаются в глаза, их не нужно выискивать по всей картине.
 3. Атмосфера таинственности, загадочности, ощущение тайны.
 4. Отражение чувств, внутренних переживаний и размышлений, познание самого себя.

 Теперь поговорим немного о моем любимом Сюрреализме :)

Сюрреали́зм — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Рене Магритт - Влюбленные
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сальвадор Дали - Тайная Вечеря
Сюрреализм коренился в символизме, поэтому у этих двух направлений столь много общего, а грань, разделяющая их, является тончайшей.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика,ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.
Фрида Кало - Что мне дала вода
 Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных

 Теперь также рассмотрим 2 примера с небольшим описанием-пояснением:

Сальвадор Дали - Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
"Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.
Сальвадор Дали так писал о своей картине:
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы."

Сальвадор Дали - Ретроспективный портрет женщины
"Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв."

 Подведем итоги Сюрреализма:
 1. Сюрреализм - совмещение сна и реальности. Делается огромный упор на подсознание, психоанализ и самоанализ.
 2. Самое важное - духовное возвышение и свобода самовыражения.
 3. Использование самых странных, не принятых к обсуждению в обществе тем - эротика, магия, подсознание.
 4. Умышленное использование преувеличения - абсурда, алогизмов, аллюзий.
 5. Большое внимание, уделенное деталям - каждый кусочек произведения несет свою смысловую нагрузку, нет элементов "просто так", даже самый маленький камешек или комарик имеет свое особое значение.
 6. В отличие от символизма, каждый предмет не имеет какого-то общего значения, у каждого есть своя определенная роль, отражающая определенную мысль или эмоцию.

 Девочки, очень надеюсь, что моя статейка не окажется для вас пугающей или слишком сложной, я старалась по максимуму упростить всю информацию, чтобы вам же было интереснее работать с темой :) Очень надеюсь, что вам все это пригодится :)
 На выходных мы с вами также рассмотрим "Значение цвета. Символика" и "Подробный разбор картин", а также, покажу вам несколько интересных скраповых примеров :) Они не совсем на эту тему, но толчок вдохновению дать должны :)
 Всех обнимаю, до скорого!

8 комментариев:

  1. ну ничего себе:) такую работу проделать)) умница)

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, и заинтересовала, Танита! Информация знакома, а вот ожидание задания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух, ну хоть заинтересовала))) Надеюсь, что и задание понравится)

      Удалить
  3. Очень интересно! Жду продолжения =)

    ОтветитьУдалить
  4. Ну и дела! Это ж что мы творить будем?! А вообще отличная статья, молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень надеюсь, что никто не испугается, а то будет очень грустно)))

      Удалить